Здоровье подрастающего поколения в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности.
Годы обучения для каждого ребенка — период интенсивного развития, формирования организма, период, когда любые неблагоприятные влияния оказывают наибольшее воздействие.
Агрессивные факторы, которые на современном этапе влияют на формирование здоровья школьников, действуют в комплексе.
С одной стороны — это:
- Наследственность.
- Условия внешней среды (природные и социальные).
- Образ жизни человека.
С другой стороны:
- интенсификация процесса обучения (высокий объем учебных и внеучебных нагрузок);
- дефицит времени для усвоения информации;
- нерациональное питание;
- уменьшение продолжительности сна и прогулок;
- снижение физической активности и гиподинамия.
Известно, что профилактика нарушений здоровья учащихся при обучении в школах — это, прежде всего, мероприятия по снижению влияния неблагоприятных внутришкольных факторов: соблюдение действующего законодательства по обеспечению параметров внутришкольной среды и оптимизация учебного процесса.
Положительно влияя на образ жизни, мы можем существенно повысить потенциал здоровья. Важное значение при этом играет роль родителей в привитии детям привычек здорового образа жизни, благоприятная социально-психологическая атмосфера в семье.
Охрана здоровья детей – это общая забота и родителей, и медиков и педагогов. Важно, чтобы и взрослые и дети владели знаниями способов, средств и факторов, укрепляющих здоровье, умели и хотели применять эти знания в жизни, заботились о своем здоровье и здоровье окружающих людей.
Профилактика и коррекция так называемых «школьных» болезней (в т.ч. близорукость, нарушение осанки) во многом зависит от комплексного подхода в проведении профилактических и корректирующих мероприятий как в школе, так и в домашних условиях:
- соблюдение требований к естественному освещению и искусственной освещенности.
Рабочие места учеников должны быть обеспечены равномерным естественным и искусственным освещением (рекомендуетсяиспользовать светильники как в темное время суток, так и в пасмурные дни в течение всего рабочего дня).
- проведение гимнастики для глаз.
Доказано положительное влияние физкультминуток на состояние органа зрения, снимается мышечное и психо-эммоциональное напряжение.
- обеспечение рабочей позы за столами и партами. Соответствие мебели росто-возрастным характеристикам учащихся в школе и дома.
Основные требования к правильной рабочей позе – это максимальная опора для туловища, рук и ног, а также симметричное положение тела.
- рациональная учебная нагрузка.
С учетом профилактики переутомления и повышения умственной работоспособности продолжительность непрерывной работы с учебниками не должна превышать 45 минут, затем должен быть перерыв для двигательной разрядки (не менее 10 минут).
- рациональная двигательная активность.
Двигательные действия активизируют обменные процессы, стимулируют работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, усиливают защитные реакции, улучшают пищеварение, повышают работоспособность и эмоциональное состояние человека являются мощным резервом профилактики различных заболеваний.
- рациональное и сбалансированное питание.
Чтобы пища приносила пользу пищевые продукты должны быть натуральными и экологически чистыми, безопасными; пища должна быть разнообразной (растительной и животной); необходимо больше употреблять фруктов и овощей; меньше употреблять сладкого, соленого, копченого, газированных напитков, продуктов, содержащих вредные добавки, красители, стабилизаторы соблюдать режим питания.