В мире, где гаджеты встречаются ребенку на каждом шагу, детям постоянно приходится противостоять соблазнам кибермира. Родителям тоже бывает несладко – не все понимают, как спасти ребенка от круглосуточного развлечения и «бегства» из реального мира в мир виртуальный. Часто в этот виртуальный мир вместе с вниманием ребенка уходят и деньги из семейного бюджета.

Увлечение компьютерными играми, если оно не ограничено, нередко имеет негативные последствия – ухудшение зрения, искривление позвоночника и даже «компьютерный артрит». Часто любовь к компьютерным играм приводит и к нарушению режима дня, снижению качества учёбы, ухудшению навыков устной речи, бессоннице, а также к раздражительности и агрессивности. К тому же, если речь идет об онлайн-играх, вряд ли обойдется без так называемого «доната» – (англ. donate — «жертвовать») покупки игровой валюты за реальные деньги.

Проблема внутриигровых покупок начинается с доступности детей к платежным реквизитам родителей. Начиная примерно с 10 – 12 лет, ребенок может без чьей-либо помощи оформить онлайн покупку, и зачастую виноваты в этом сами взрослые. Можно оформить ребенку отдельную детскую карту – подобные предложения есть во многих банках. Данная карта позволит контролировать расходы ребенка, и даже если у него будет желание потратить «карманные» средства на игру, эти средства будут ограничены, а взрослые поймут, куда ушли деньги.

 

Все модели распространения игр есть на российском рынке, а игровые сообщества многих проектов насчитывают минимум по 100 тыс. пользователей. По средним оценкам, детей из них – около половины. Дети играют, как правило, в онлайн-игры модели Free-to-play – с большой соревновательной базой и бесплатным скачиванием. И эта модель игр – самая затягивающая.

 

Есть и другая сторона медали. Нельзя не отметить развитие киберспорта в мире. К примеру, призовой фонд The International 2019 по Dota 2 составил $ 34 330 068. Гладя на головокружительный успех ребят, которым едва стукнуло 18, многие дети «загораются» и уходят в игры с головой.

Если ваш ребенок намерен стать киберспортсменом и всерьез занимается геймингом как видом спорта – это одно, но, когда это зависимость, бесцельная трата времени – нужно принимать меры.

 

Бывает, что игра становится местом встречи друзей после школы, в онлайн-игре создаются свои команды и комьюнити, и ребенок чувствует за собой долг туда зайти и принять участие, иначе он станет белой вороной. А иногда он находит в игре виртуальных друзей и уже не хочет общаться с ребятами из реального мира – виртуальные приятели становятся его кругом общения. В этом таится опасность, ведь ребенок может запутаться и замкнуться в себе, а игра станет для него смыслом жизни. Тогда в его глазах легко теряется авторитет родителей и учителей, ведь они мешают ребенку жить в собственном кибермире, задавая уроки, ругая и требуя выполнения различных задач.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ СТОЛКНУЛИСЬ С ПРОБЛЕМОЙ ЗАВИСИМОСТИ РЕБЕНКА ОТ ОНЛАЙН-ИГР?

  1. Договоритесь с ребенком, когда именно и сколько времени он может потратить на компьютерные игры. К примеру, после сделанных уроков, один час в день. Более двух часов в день – уже первый шаг к зависимости.
  2. Ограничьте траты ребенка на онлайн-игры с помощью специальной детской карты с лимитом (на карманные расходы). Так, ребенок сможет самостоятельно выбирать, на что их потратить – на игру, на сладкое или что-либо другое.
  3. Отличная альтернатива компьютерным играм – секции и кружки. Если у вас нет времени заниматься с ребенком после уроков и контролировать его деятельность, запишите его на различные секции, чтобы энергия ребенка уходила в правильное русло. Увлеченный каким-либо видом спорта или творчеством ребенок вряд ли станет целыми днями сидеть за компьютером. Это увлечение, возможно, перерастет в будущую профессию. Маловероятно, что, играя в онлайн-игры, ребенок станет киберспортсменом, а вот потери – очевидны.

 

Если все вышеперечисленные рекомендации, увы, не помогают – смело обращайтесь к психологу. Самая главная рекомендация – не сидите при ребенке в телефоне или за компьютером слишком долго. Покажите ему положительный пример!

 

Научите ребенка разумно использовать свое время и обязательно контролируйте его взаимодействие с компьютером.

 

Психолог

Кобринского зонального ЦГиЭ                                    Н.И. Кольцова