На работоспособность учащего, учебу, его здоровье в целом существенное влияние оказывают санитарно-гигиенические условия. Так неправильное распределение учебной нагрузки влечет за собой не только ухудшение восприятия нового материала и успеваемости, но и состояние здоровья учащихся. В последние годы в связи с достаточно многочисленными изменениями в сфере образовательной и информационной деятельности, произошло усиление учебной нагрузки на обучающихся. Данные факты свидетельствуют о необходимости повышенного внимания к гигиене учебного процесса. В современных школах используются разнообразные формы обучения, как аудиторные, так и внеклассные. Для школьника, прежде всего, необходимо умение правильно организовать свою самостоятельную учебную деятельность. При этом организация рационального режима дня должна проводиться с учетом особенностей организма ребенка, работы учебного заведения (расписания занятий), оптимального использования имеющихся условий, знания своих индивидуальных особенностей.
Рациональная организация обучения и воспитания с целью всестороннего гармонического развития умственных и физических сил ребенка основана на знании и использовании его возрастных особенностей. Каждый день школьника должен быть построен так, чтобы работоспособность ребенка сохранялась на протяжении всего учебного года.
При организации учебно-воспитательного процесса следует помнить о физиологическом механизме возникновения утомления и переутомления. Утомление представляет собой естественное состояние, возникающее в результате напряженной деятельности. Если следы сильного утомления не исчезают у ребенка после отдыха, то развивается стойкое переутомление, приносящее вред здоровью. Оно проявляется в пониженной работоспособности, общей слабости, повышении восприимчивости к болезням, побледнении кожных покровов и пр.
Чтобы предупредить нарастание утомления, необходимо организовать чередование умственной и физической деятельности. Большую роль в снижении утомляемости детей играют положительные эмоции, например радость, восторг. Отрицательные эмоции, такие, как обида, страх, приводят детей в состояние угнетения, что создает предпосылки для быстрого утомления.
Переутомлению способствуют также предъявление к учащимся непосильных требований, чрезмерная дозировка и скучное, однообразное изложение учебного материала, окрики учителя, несправедливые и строгие наказания.
Поступление в школу резко изменяет условия жизни и характер деятельности ребенка. Ему необходимо приспособиться к новым условиям школьной жизни — изменить динамический стереотип. Исследования показали, что учащиеся первых классов работают наиболее продуктивно на первых уроках, а на четвертом уроке они так много отвлекаются, что вести с ними работу чрезвычайно трудно. С целью нормализации умственной работоспособности гигиенически оправдана продолжительность учебных занятий в 1-х классах 35 минут (по истечении этого времени у ребенка возникает вялое, сонливое состояние, внимание его отключается, так как в утомленных участках коры возникает торможение) и продолжительность времени отдыха (перерыва) не менее 20 минут (для сохранения высокого уровня работоспособности в продолжение всего учебного дня).
Для сохранения работоспособности учащихся большое значение имеет правильная организация проведения перемен. Не рекомендуется во время перемен шумные игры, чтение художественной литературы, повторение уроков, игра в шашки, шахматы, игры в гаджетах и пр.
Помимо занятий в школе, дети занимаются приготовлением домашних заданий. Сложность и напряженность умственной деятельности младшего школьника требуют специальных условий для организации работы мозга. Большое внимание следует уделять рабочему месту школьника. Порядок, чистота, обилие света и свежего воздуха способствуют продуктивности умственной работы ребенка. Два дня в неделю — суббота и воскресенье — должны быть свободными от приготовления уроков. Отдых ребенка считается тем полноценнее, чем больше времени он проведет на свежем воздухе, играя в подвижные игры, вызывающие большой эмоциональный подъем.
Сочетание умственного и динамического компонента является непременным условием гармонического формирования личности.
Помощник врача – гигиениста
отделения гигиены детей и подростков
Кобринского зонального ЦГиЭ Ирина Фенчук