Здоровье подрастающего поколения в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с дру­гими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.

 

Для детс­кого населения характерны закономерности формирования патологии, связан­ные с основными возрастными биологическими процессами и условиями жиз­ни.

 

Агрессивные факторы, которые   на современном этапе влияют на формирование здоровья подрастающего поколения, действуют в комплексе: наследственность, условия внешней среды (природные и социальные);  интенсификация процесса обучения (высокий объем учебных и внеучебных нагрузок); дефицит времени для усвоения информации; нерациональное питание; уменьшение продолжительности сна и прогулок; снижение физической активности и гиподинамия и пр.

 

Из этого соотношения видно, что главным резервом здоровья ребенка яв­ляется его образ жизни. Положительно влияя на него, мы можем существенно повысить потенциал здоровья. Важное значение при этом играет роль родителей в привитии детям привычек здорового образа жизни, благоприятная социально-психологическая атмосфера в семье.

 

На современном этапе мы много рассуждаем и спорим о вреде и пользе гаджетов, ноутбуков, компьютеров в руках детей и их времяпровождение с данными информационными средствами ведутся на всех социальных уровнях, и этот вопрос прежде всего интересует родителей, педагогов и психологов.

 

Как что-то новое (не до конца изученное и познанное, стремительно развивающееся) влияет на развитие ребенка? 

Не обучать сегодня детей пользоваться гаджетами и компьютерами равносильно тому, что не развивать их.

Задача окружающих — научить ребенка использовать компьютер не только в развлекательных целях, но и в обучающих, познавательных.

Компьютерные игры могут помочь ребенку в формировании определенных навыков: они развивают внимание, логическое и абстрактное мышление, скорость реакции, помогают научиться принимать самостоятельные решения.  Очевидно одно – все хорошо в меру.

Новые технологии развивают ум точно так же, как его развивают головоломки или изучение иностранных языков.

Плюсы использования детьми гаджетов и компьютеров:

  1. Развитие мелкой моторики.

Пользуясь кнопками, джойстиком и сенсорным экраном, малыш разрабатывает пальчики и тренирует мелкую моторику. А слежение за движением на экране фокусирует и тренирует внимание.

  1. Обучение

Специальные обучающие программы, яркие и красочные, часто выполнены в виде мультиков или с уже знакомыми мультперсонажами, что позволяет ребенку легко в игре усвоить информацию.

  1. Доступ к большому количеству полезной информации.
  2. Формирование навыка поиска и фильтрации информации.

Ребенок обучается анализировать полученную информацию и формирует критическое мышление.

  1. Общение.

Минусы использования компьютерной техники ребенком:

  1. Проблемы со здоровьем.

Длительное сидение за компьютером может привести к нарушению осанки, проблемам с мышцами, кислородному голоданию мозга, заболеваниям глаз, расстройству сна и нарушению режима дня.

  1. Психологические проблемы.

Дети, проводящие много времени за компьютером, мало общаются со сверстниками, а потому могут иметь проблемы с социальной адаптацией.

Потеря интереса к обычным играм, занятиям, чтению или слушанию сказок, ко всему, что раньше приносило радость и удовольствие и даже к общению со сверстниками.

У ребенка могут развиваться страхи, если в играх или фильмах есть монстры и зомби.

В компьютерных играх, особенно в которых стреляют или дерутся, у ребенка притупляется умение сожалеть, сопереживать, стирается грань между нормой и насилием, стрелять в людей кажется прикольным и привлекательным

 

  1. Зависимость.

Это самое серьезное последствие, которое отличается такими симптомами, как:

 

 

Меры профилактики:

Важно соблюдать главный принцип — не играть в ущерб жизненно важным занятиям, таким, как сон, еда и физическая активность.

Есть еще важный момент, которым часто пренебрегают: не прерывать игру, пока не закончен хотя бы эпизод.

Ведь игра — это такое же действие, как и другие, и это действие должно иметь свое завершение, как и любое другое дело его нужно довести до логического конца.

Профилактика компьютерной зависимости — не просто ограничивать детей в использовании компьютеров и гаджетов, а объяснять, почему то или иное увлечение нежелательно для ребенка.

Ребенку должна быть предоставлена альтернатива — совместное семейное времяпровождение, спорт, творчество и другие увлечения.

Если ребенок с малых лет усвоит, что компьютер — это лишь часть жизни, и он не заменяет всего остального, — проблем не будет.

Очень важно сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья.

 

Врач-гигиенист

(заведующий отделением гигиены

детей и подростков)

Кобринского зонального ЦГЭ                                Людмила  Измоденова

ч