Здоровье подрастающего поколения в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.
Для детского населения характерны закономерности формирования патологии, связанные с основными возрастными биологическими процессами и условиями жизни.
Агрессивные факторы, которые на современном этапе влияют на формирование здоровья подрастающего поколения, действуют в комплексе: наследственность, условия внешней среды (природные и социальные); интенсификация процесса обучения (высокий объем учебных и внеучебных нагрузок); дефицит времени для усвоения информации; нерациональное питание; уменьшение продолжительности сна и прогулок; снижение физической активности и гиподинамия и пр.
Из этого соотношения видно, что главным резервом здоровья ребенка является его образ жизни. Положительно влияя на него, мы можем существенно повысить потенциал здоровья. Важное значение при этом играет роль родителей в привитии детям привычек здорового образа жизни, благоприятная социально-психологическая атмосфера в семье.
На современном этапе мы много рассуждаем и спорим о вреде и пользе гаджетов, ноутбуков, компьютеров в руках детей и их времяпровождение с данными информационными средствами ведутся на всех социальных уровнях, и этот вопрос прежде всего интересует родителей, педагогов и психологов.
Как что-то новое (не до конца изученное и познанное, стремительно развивающееся) влияет на развитие ребенка?
Не обучать сегодня детей пользоваться гаджетами и компьютерами равносильно тому, что не развивать их.
Задача окружающих — научить ребенка использовать компьютер не только в развлекательных целях, но и в обучающих, познавательных.
Компьютерные игры могут помочь ребенку в формировании определенных навыков: они развивают внимание, логическое и абстрактное мышление, скорость реакции, помогают научиться принимать самостоятельные решения. Очевидно одно – все хорошо в меру.
Новые технологии развивают ум точно так же, как его развивают головоломки или изучение иностранных языков.
Плюсы использования детьми гаджетов и компьютеров:
- Развитие мелкой моторики.
Пользуясь кнопками, джойстиком и сенсорным экраном, малыш разрабатывает пальчики и тренирует мелкую моторику. А слежение за движением на экране фокусирует и тренирует внимание.
- Обучение
Специальные обучающие программы, яркие и красочные, часто выполнены в виде мультиков или с уже знакомыми мультперсонажами, что позволяет ребенку легко в игре усвоить информацию.
- Доступ к большому количеству полезной информации.
- Формирование навыка поиска и фильтрации информации.
Ребенок обучается анализировать полученную информацию и формирует критическое мышление.
- Общение.
Минусы использования компьютерной техники ребенком:
- Проблемы со здоровьем.
Длительное сидение за компьютером может привести к нарушению осанки, проблемам с мышцами, кислородному голоданию мозга, заболеваниям глаз, расстройству сна и нарушению режима дня.
- Психологические проблемы.
Дети, проводящие много времени за компьютером, мало общаются со сверстниками, а потому могут иметь проблемы с социальной адаптацией.
Потеря интереса к обычным играм, занятиям, чтению или слушанию сказок, ко всему, что раньше приносило радость и удовольствие и даже к общению со сверстниками.
У ребенка могут развиваться страхи, если в играх или фильмах есть монстры и зомби.
В компьютерных играх, особенно в которых стреляют или дерутся, у ребенка притупляется умение сожалеть, сопереживать, стирается грань между нормой и насилием, стрелять в людей кажется прикольным и привлекательным
- Зависимость.
Это самое серьезное последствие, которое отличается такими симптомами, как:
- фанатическое отслеживание технических новинок и неконтролируемое желание их иметь;
- эйфория при игре и угнетение при отсутствии ее;
- это единственная цель и увлечение;
- отказ от общения с друзьями и семьей;
- агрессия на попытки ограничить работу с компьютером;
- отказ от активности в пользу компьютера.
Меры профилактики:
Важно соблюдать главный принцип — не играть в ущерб жизненно важным занятиям, таким, как сон, еда и физическая активность.
Есть еще важный момент, которым часто пренебрегают: не прерывать игру, пока не закончен хотя бы эпизод.
Ведь игра — это такое же действие, как и другие, и это действие должно иметь свое завершение, как и любое другое дело его нужно довести до логического конца.
Профилактика компьютерной зависимости — не просто ограничивать детей в использовании компьютеров и гаджетов, а объяснять, почему то или иное увлечение нежелательно для ребенка.
Ребенку должна быть предоставлена альтернатива — совместное семейное времяпровождение, спорт, творчество и другие увлечения.
Если ребенок с малых лет усвоит, что компьютер — это лишь часть жизни, и он не заменяет всего остального, — проблем не будет.
Очень важно сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья.
Врач-гигиенист
(заведующий отделением гигиены
детей и подростков)
Кобринского зонального ЦГЭ Людмила Измоденова
ч