Образовательный процесс можно понимать в широком и узком смыслах слова. Широкая трактовка образовательного процесса предполагает включение следующих основных принципов: получение обучающимися образования определенного уровня; приоритет интересов обучающихся, сохранение их здоровья и обеспечение психологического комфорта в образовательном процессе; оптимального соотношения разных видов учебной нагрузки, учебного времени и времени отдыха; преемственность различных стадий образовательного процесса.

В современных условиях образовательный процесс тесно взаимосвязан с состоянием здоровья подрастающего поколения:  при анализе состояния здоровья подрастающего поколения с возрастом  отмечается ряд негативных тенденций, связанных с увеличение заболеваемости практически по всем классам болезней, с ухудшением физического развития и  снижением уровня физической подготовленности.

Годы обучения для каждого ребенка — период интенсивного развития, формирова­ния организма, период, когда любые неблагоприятные влияния оказывают наи­большее воздействие.

Агрессивные факторы, которые на современном этапе влияют на формирование здоровья школьников, действуют в комплексе.

С одной стороны — это:

С другой стороны:

Известно, что профилактика нарушений здоровья учащихся при обучении в школах — это, прежде всего, мероприятия по снижению влияния неблагоприят­ных внутришкольных факторов: соблюдение действующего законодательства по обеспечению параметров внутришкольной среды и  оптимизация учебного процесса.

Освоение образовательных программ требует от обучающихся значительных усилий, затрат времени. Поэтому условия организации образовательного процесса должны соответствовать предъявляемым  санитарно-эпидемиологическим требованиям. В учреждениях образования и  других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников,  в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Одним из основных гигиенических требований является установление максимальной недельной нагрузки на обучающихся (законодательно суммарная недельная нагрузка увеличивается с  возрастом ребенка).  Результаты исследований на современном этапе  связывают распространенность функциональных отклонений состояния здоровья учащихся, рост хронических заболеваний, нарушения опорно-двигательного аппарата, заболевания сердечно-сосудистой системы, заболевания органов зрения  с переутомлением за счет чрезмерного увеличения умственной и физической нагрузки и установления режима пребывания, которые не соответствуют  возрастным особенностям детей.

В соответствии с законодательством максимальный объем учебной нагрузки обучающихся  составляет  от 18 часов в неделю для 1-х классов до 31 часа в 10-11-х классах. При этом обязательно должны  учитываться такие ньюансы,  как продолжительность занятий (от 35 минут для 1-х классов до 45 минут во 2 -11-х классах) и перерывы между занятиями  (от 20 минут для 1-х классов до 10-15 минут во 2 -11-х классах).

Расписание учебных занятий на учебную неделю должно предусматривать меры по снижению утомляемости учащегося и составляться с учетом шкалы трудности учебных предметов — максимальная учебная нагрузка учащихся должна быть в дни наибольшей работоспособности: во вторник и (или) среду – в 1-4-х классах, вторник, среду и (или) пятницу – в 5-11-х классах. Учебные предметы, требующие большого умственного напряжения, сосредоточенности и внимания (математика, русский, белорусский, иностранный языки), должны изучаться в  1-4-х классах преимущественно на втором и третьем учебных занятиях.

В системе требований, предъявляемых к организации образовательного процесса, можно выделить также требование о предельной наполняемости классов и групп детского сада и учреждений дополнительного образования. Их соблюдение не только позволяет обеспечить эффективность учебного процесса, хорошее усвоение материала, проведение текущего контроля знаний, но и важное медико-гигиеническое значение (в т.ч. для профилактики инфекционных заболеваний). Требования к предельной наполняемости классов и групп устанавливаются санитарно-эпидемиологическим законодательством и Кодексом Республики Беларусь об образовании.

Факультативные  и дополнительные занятия (студии, кружки, секции)  в течение учебной недели должны проводиться в дни с наименьшим количеством учебных занятий; недопустимо их  проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон.

Санитарно-эпидемиологическим законодательством предусмотрены также требования к условиям воспитания и обучения. Эти санитарно-эпидемиологические правила направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм школьников вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность  и определяют санитарно-гигиенические требования к:

—  размещению общеобразовательного учреждения;

— оборудованию помещений общеобразовательного учреждения;

— воздушно-тепловому режиму общеобразовательного учреждения:

— естественному и искусственному освещению;

— водоснабжению и канализации;

— техническим, аудиовизуальным средствам обучения и воспитания, учебной мебели;

— санитарному   состоянию  и  содержанию  общеобразовательного

учреждения;

— организации питания учащихся и пр.

Профилактика и коррекция состояния здоровья подрастающего поколения (в т.ч. так называемых «школьных» болезней) во многом зависит от комплексного подхода в проведении профилактических и корректирующих мероприятий как в школе, так и в домашних условиях.

Поэтому это  общая забота и родителей, и медиков и педагогов.  Важно, чтобы и взрослые и дети владе­ли знаниями способов, средств и факторов, укрепляющих здоровье, умели и  хотели применять эти знания в жизни, заботились о своем здоровье и здоро­вье окружающих людей.

 

Врач-гигиенист

(заведующий отделением гигиены

детей и подростков)

Кобринского зонального ЦГиЭ                              Людмила  Измоденова