Здоровье подрастающего поколения в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности.
Годы обучения для каждого ребенка — период интенсивного развития, формирования организма, период, когда любые неблагоприятные влияния оказывают наибольшее воздействие.
Одна из технологий создания здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательных учреждениях для детей — это обеспечение рационального и сбалансированного питания. Только пища является единственным усвояемым источником энергии, необходимым для поддержания структурной целостности органов и тканей и предотвращения их распада, обеспечения постоянного функционирования жизненно важных внутренних органов, выполнения различных форм физической и умственной работы, включая процесс обучения детей всех возрастов, обеспечения роста и развития детей.
Актуальность проблемы обусловлена уровнем заболеваемости среди детей и подростков, связанной с неправильной организацией питания, недостаточным или избыточным поступлением в организм ребенка тех или других макро- и микронутриентов:
острый дефицит питания приводит к задержке массы тела ребенка, хронический дефицит питания – к задержке роста, дефицит витаминов – к снижению иммунитета и снижению работоспособности и прочее. Дефицит таких нутриентов как фтора, кальция, железа, меди, йода, цинка, селена, омега-3 полинасыщенных жирных кислот, витаминов А, Е, С, В6 ведут к развитию алименторно-зависимых заболеваний и патологических состояний: кариеса, анемии, гипотиреоза, остеопении.
Повышенное содержание питательных веществ и несбалансированность питания, избыточная калорийность рациона, избыточное потребление насыщенных жиров, продуктов с высоким гликемическим индексом, сладких безалкогольных напитков приводят к нарушению обменных процессов в организме и, впоследствии к ожирению и избыточной массе тела детей.
.
Нарушения режима питания, острая, соленая, жареная (особенно во фритюре) пища, специи, дефицит микронутриентов предрасполагают к развитию заболеваний желудочно-кишечного тракта.
Поэтому питание детей должно обеспечивать физиологическую потребность организма в основных питательных веществах и энергии, обеспечивать поддержание здоровья и работоспособности, обеспечивать способность к обучению и усвоению информации, устойчивость к воздействию инфекционных агентов.
Поиск путей оптимизации системы детского питания является задачей, которая решается на государственном уровне. С 09.12.2019 года в Кобринском районе реализуется проект «Кобринский район – территория здоровья» на 2020-2024 годы, который охватывает г. Кобрин и аг. Дивин Кобринского района. Данный проект является частью Международного проекта «Здоровые города (поселки)», который проводится под эгидой Всемирной организации здравоохранения.
В целях реализации проекта «Кобринский район – территория здоровья» на 2020-2024 годы предусмотрено проведение работы в учреждениях образования по повышению уровня информированности и формирования у обучающихся знаний в области здорового питания, определение приоритетных направлений по улучшению материально-технической оснащенности пищеблоков, созданию условий по обеспечению полноценного, качественного и безопасного питания, направленного на улучшение состояния здоровья подрастающего поколения.
Зная то, что с течением времени изменились привычки и приоритеты в питании (в т.ч. и детей), что предпочтения, как школьников, так и их родителей строятся не на основании представлений о здоровом питании, а скорее на вкусовых предпочтениях: напитки, калорийные продукты (жиры, соусы, кондитерские изделия), замена здоровых продуктов полуфабриками или фаст-фудом, «заедание» проблем, временные перекусы сладостями, чипсами, копченостями — на данном этапе актуальным является вопрос обеспечения рационального и сбаланированного питания детей в организованных коллективах и создание необходимых условий для обеспечения здоровья подрастающего поколения.
Необходимо отметить, что основной составляющей при организации рационального и сбалансированного питания в организованных коллективах является:
адекватная энергетическая ценность рационов питания (энергетическая ценность поступающих с пищей пищевых продуктов должна соответствовать энерготратам организма ребенка). Соблюдение требований по распределению энергетической потребности по приемам пищи в зависимости от возраста ребенка;
сбалансированность питания по всем пищевым веществам (белки, жиры, углеводы), микро- и макроэлементам, витаминам, по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам;
максимальное разнообразие рационов питания детей, обеспечивающее его сбалансированность за счет использования широкого ассортимента продуктов. Включение в рацион блюд, богатых микронутриентами (в т.ч. пектинсодержащих).
Решение данного вопроса в учреждениях образования непосредственно связано с использованием примерных рационов питания в организованных коллективах. Разработка данных рационов осуществляется учреждениями образования (технологами, медицинским персоналом учреждений) с учетом норм потребления пищевых веществ и энергии для детей согласно санитарного законодательства, устанавливающего требования в зависимости от возрастной категории населения.
Специалистами санитарной службы осуществляется анализ примерных рационов питания для воспитанников и обучающихся, дается оценка их соответствия требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства по основным наиболее значимым критериям:
- нормирование потребления пищевых веществ и энергии для детей согласно требований законодательства;
- учет сезонности (лето-осень, зима-весна);
- наличие утвержденных в установленном законодательством порядке карт блюд и изделий для питания воспитанников и обучающихся;
- ежедневное распределение калорийности в зависимости от приема пищи (завтрак, обед и полдник (уплотненный), ужин и далее);
- соответствие рационов анатомо-физиологическим особенностям организма детей и возрастными особенностями (регламентируемым пределам) с анализом причин несоответствия;
- анализ оптимального соотношения пищевых веществ: соотношение белки:жиры:углеводы (далее Б:Ж:У) с анализом факторов, обеспечивающих их несоответствие регламентированным показателям и возможности корректировки;
- определение калорийности и макронутриентного (белки, жиры, углеводы) и микронутриентного состава пищевых рационов с анализом причин несоответствия;
- использование в питании воспитанников и обучающихся щадящего способа приготовления блюд,
- отсутствие в меню запрещенных блюд и пищевых продуктов не разрешенных для питания детей в организованных коллективах;
- анализ использования высокоэнергетических продуктов;
- ежедневное наличие в примерных рационах овощей (салаты из свежих или вареных овощей), мяса (птицы), масла растительного и животного, сахара, хлеба, круп, молока и кисломолочных напитков, свежие фруктов (или соков, нектаров);
- использование пектинсодержащих веществ (зефир, мармелад, джем).
Тем не менее многие учащиеся учреждений образования оказываются недовольны ассортиментом школьного питания. Основная причина этой неудовлетворенности — дети не желают есть то, что полезно и необходимо для их здоровья и часто находят поддержку в своих предпочтениях со стороны родителей.
Данная проблема указывает на то, что в настоящее время недостаточно проводится бесед с населением и со школьниками в частности по привитию здорового питания. Важное значение при этом играет роль родителей в привитии детям привычек правильного питания, благоприятная социально-психологическая атмосфера в семье.
Родители хотят видеть свое дитя, прежде всего здоровым. Питание детей — это главный компонент любой «здоровьесберегающей» педагогики, это общая забота и родителей, и медиков и педагогов. Поэтому важно серьезно задуматься о правильно организованном питании и помнить о том, что с раннего детства у ребенка необходимо воспитывать культуру безопасного и рационального питания, чтобы дети владели знаниями способов, средств и факторов, укрепляющих здоровье, умели и хотели применять эти знания в жизни, заботились о своем здоровье и здоровье окружающих людей.
Врач-гигиенист
(заведующий отделением гигиены
детей и подростков)
Кобринского зональногоЦГиЭ Людмила Измоденова
(тел. 5-42-44, +37529 725 24 20)