Профилактическая медицина — это комплекс медико-социальных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья населения, предупреждение возникновения заболеваний, устранение факторов риска их возникновения.

Она включает как медицинские мероприятия, так и создание благоприятных условий труда и быта, отдыха и физического воспитания, организацию здорового и полноценного питания различных групп, оздоровление окружающей среды, повышение благосостояния и улучшение условий жизни населения.

Профилактическая модель современного здравоохранения направлена на предупреждение развития заболеваний детского и взрослого населения, увеличение продолжительности жизни граждан, формирование установок к здоровому образу жизни и создание безопасных условий окружающей среды.

Профилактическое направление здравоохранения не может быть сведено лишь к отдельным медицинским мерам, в том числе к осуществлению гигиенических мероприятий, проведению вакцинации, соблюдению санитарного законодательства и другим.

Претворение государством различных аспектов профилактического направления является одним из факторов, влияющих на сознание людей, на внедрение в их повседневную деятельность элементов здорового образа жизни. В связи с этим реализация профилактического направления предполагает осуществление в комплексе социально-экономических и медико-организационных действий. Профилактическое направление, таким образом, всесторонне охватывает социальную сферу жизни населения: создание благоприятных условий труда и быта, отдыха и физического воспитания, организацию здорового и полноценного питания различных групп, улучшение условий окружающей среды, повышение благосостояния и улучшение условий жизни населения, что в свою очередь способствует гармоничному развитию физических и духовных сил человека.

Концепция профилактики начинала формироваться с понимания значимости предупреждения появления болезней, предотвращения их тяжелого течения. Постепенно накапливался опыт и формировался свод санитарных правил по безопасности питьевой воды, пищевых продуктов, естественной и искусственной освещенности, по микроклиматическим параметрам для жилых и общественных зданий, радиационной безопасности, по соблюдению личной гигиены, следованию принципам, предохраняющим от заразных болезней, гигиеническим рекомендациям по режиму дня, регламентации сна и отдыха, приему пищи, проведению закаливающих процедур, физической активности.

Научными исследованиями были установлены взаимосвязь и единство организма и внешней среды, показана роль социальных факторов в сохранении здоровья и предупреждении болезней, что позволило сформулировать основные направления общественной профилактики через оздоровление условий коллективной жизни

Социально-гигиенические исследования дали возможность все факторы, оказывающие влияние на показатели здоровья, систематизировать и распределить на четыре группы:

1) социально-экономические условия и образ жизни;

2) условия внешней среды;

3) биологические факторы;

4) деятельность служб системы здравоохранения.

Наибольшее влияние на здоровье человека оказывает образ жизни (более 50% среди всех факторов). Примерно 20–25% приходится на загрязнение окружающей среды, 15–20% на биологические факторы и примерно 10–15% составляет деятельность органов и учреждений здравоохранения.

Рычагом для профилактики является воспитание гигиенических навыков и санитарное просвещение, осуществление которого возлагается на медицинских работников различного уровня. Сюда можно включить беседы у постели пациентов в лечебно-профилактических учреждениях и в семьях, тематические лекции, наглядные средства массовой информации, демонстрации специально подготовленных фильмов, организацию тематических радио- и телепередач.

В основу воспитания гигиенических навыков заложено конкретное воплощение различных гигиенических, профилактических программ. Отечественное здравоохранение обладает достаточными ресурсами для выполнения задач профилактической медицины. Залогом сохранения жизни и здоровья граждан является профилактическая модель современного здравоохранения, направленная на предупреждение развития заболеваний в период от младенчества до пожилого и старческого возраста, увеличение продолжительности жизни населения, формирование установок к здоровому образу жизни и создание безопасных условий окружающей среды, воспитания и обучения, профессиональной деятельности

По материалам интернета

 

Врач-гигиенист                                                             И.С.Асташевич