Меняется мир, мировоззрение, наше отношение к многим вещам….
Однако, здоровье подрастающего поколения в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности.
Годы обучения для каждого ребенка — период интенсивного развития, формирования организма, период, когда любые неблагоприятные влияния оказывают наибольшее воздействие.
Одна из технологий создания здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательных учреждениях для детей — это обеспечение рационального и сбалансированного питания. Только пища является единственным усвояемым источником энергии, необходимым для поддержания структурной целостности органов и тканей и предотвращения их распада, обеспечения постоянного функционирования жизненно важных внутренних органов, выполнения различных форм физической и умственной работы, включая процесс обучения детей всех возрастов, обеспечения роста и развития детей.
Актуальность проблемы заболеваний органов пищеварения у детей обусловлена неправильной организацией питания, недостаточным или избыточным поступлением в организм ребенка тех или других макро- и микронутриентов:
острый дефицит питания приводит к задержке массы тела ребенка, хронический дефицит питания – к задержке роста, дефицит витаминов – к снижению иммунитета и снижению работоспособности и прочее. Дефицит таких нутриентов как фтора, кальция, железа, меди, йода, цинка, селена, омега-3 полиненасыщенных жирных кислот, витаминов А, Е, С, В6 ведут к развитию алименторно-зависимых заболеваний и патологических состояний: кариеса, анемии, гипотиреоза, остеопении.
Повышенное содержание питательных веществ и несбалансированность питания, избыточная калорийность рациона, избыточное потребление насыщенных жиров, продуктов с высоким гликемическим индексом, сладких безалкогольных напитков приводят к нарушению обменных процессов в организме и, впоследствии к ожирению и избыточной массе тела детей;
нарушения режима питания, острая, соленая, жареная (особенно во фритюре) пища, острые специи, дефицит микронутриентов предрасполагают к развитию заболеваний желудочно-кишечного тракта…. Хотя данная пища обладает приятными вкусовыми качествами.
ИНТЕРЕСНО, что:
- При неправильном питании нарушается обмен веществ.
- При неправильном питании нормальная микрофлора подавляется, а развивается гнилостная микрофлора в кишечнике.
- При неправильном питании в организме накапливаются продукты гниения. Печень не справляется с их нейтрализацией.
- Если в пищу не употреблять достаточное количество мяса, рыбы, яиц, молочных продуктов, то замедляется рост ребенка.
С течением времени изменились привычки и приоритеты в питании (в т.ч. и детей). Предпочтения, как школьников, так и их родителей строятся не на основании представлений о здоровом питании, а скорее на вкусе готовых блюд: напитки, калорийные продукты (жиры, соусы, кондитерские изделия), замена здоровых продуктов полуфабрикатами или фаст-фудом, «заедание» проблем, временные перекусы сладостями, чипсами, копченостями — на данном этапе актуальным является вопрос обеспечения рационального и сбалансированного питания детей в организованных коллективах и создание необходимых условий для обеспечения здоровья подрастающего поколения.
Необходимо отметить, что основной составляющей при организации рационального и сбалансированного питания в организованных коллективах является:
1.Равновесие между поступившей с пищей энергией и энергией, расходуемой человеком во время жизнедеятельности;
2.Удовлетворение потребностей организма в определенном количественном соотношении пищевых веществ;
3.Соблюдение режима питания (определенное время приема пищи и определенное количество пищи при каждом приеме)
- Сбалансированность питания по всем пищевым веществам (белки, жиры, углеводы), микро- и макроэлементам, витаминам;
- Максимальное разнообразие рационов питания детей, обеспечивающее его сбалансированность за счет использования широкого ассортимента продуктов. Включение в рацион блюд, богатых микронутриентами (в т.ч. пектинсодержащих).
Благодаря тому, что в пищевом рационе мы используем различные пищевые продукты, мы имеем возможность влиять на обмен веществ в организме и предупреждать некоторые заболевания
Решение данного вопроса в учреждениях образования непосредственно связано с использованием разработанных рационов питания и внедрением новых блюд.
Специалистами санитарной службы осуществляется анализ примерных рационов питания для воспитанников и обучающихся, дается оценка их соответствия требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства по основным наиболее значимым критериям, обеспечивающим безопасность и качество питания.
Чтобы пища приносила пользу, надо выполнять правила здорового питания:
- Пищевые продукты должны быть натуральными и экологически чистыми.
- Пища должна быть разнообразной (растительной и животной).
- Необходимо поддерживать нормальный вес – не переедать.
- Больше употреблять фруктов и овощей.
- Меньше употреблять сладкого, соленого, копченого, газированных напитков, продуктов, содержащих вредные добавки, красители, стабилизаторы.
- Употреблять в пищу безопасные и качественные продукты питания.
Врач-гигиенист
(заведующий отделением гигиены
детей и подростков)
Кобринского зональногоЦГиЭ Людмила Измоденова
(тел. 5-42-44, +37529 725 24 20)