Современные подростки испытывают колоссальное давление со стороны социума: необходимость выбора профессии, вуза или ссуза, сепарация от родителей, требования школы, а также период пандемии оказывают значительное влияние на самочувствие и жизнь подростка.
Психологическое здоровье подростков представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм. В кризисные периоды состояния общества подростки оказываются самыми социально неустойчивыми, нравственно неподготовленными и незащищенными.
Сегодня наблюдается рост распространенности нарушений психического здоровья. С точки зрения ВОЗ самыми распространёнными психопатологиями являются тревога и депрессия, а на втором месте – аддикции. Поведенческие нарушения при тревоге и депрессии в подростковом возрасте обусловлены тем, что в момент острого эмоционального реагирования система торможения головного мозга не справляется с нагрузкой.
Факторы благополучия, которые могут помочь:
— Социально-экономическое благополучие, на которое мы мало можем повлиять, тем не менее, можно предоставлять консультирование по вопросам профориентации родителей, если у них не все благополучно с работой.
— Полная семья является фактором защиты (при условии, что родитель не антисоциален).
— Психологическая стабильность родителей. В первую очередь, речь идет о тревоге, депрессии матери, что часто встречается в семьях с тяжелыми подростками. Порочный круг – маме плохо, ребенку плохо. Здесь тоже нужно иметь в виду работу с психологическим благополучием матери, так как восстановление психических ресурсов – это очень важно и может благоприятно повлиять на подростка.
— Надзор и внимание к жизни ребенка. Часто мы видим детей, которые остаются беспризорными – родителей они не интересуют. Это психологическая и педагогическая безнадзорность. Хорошим результатом в этой проблематике будет осознание того, что нужно следить, заботиться и уделять больше времени, и требовать с ребенка.
— Последовательная дисциплина еще один фактор, на который мы можем повлиять во время контактов с родителями. Самое плохое для ребенка в проблемах поведения, когда дисциплина не поддерживается – «сегодня это можно, завтра ты за это получишь подзатыльник, послезавтра я тебя за это похвалю». Это самая критическая точка, на которую мы можем повлиять: правила должны быть четкими. Необходимо потратить время на то, чтобы поддерживать порядок в семье. И тогда будет возможно увидеть улучшение со стороны подростка.
— Еще один фактор, это то, что положительно влияет проявление сплоченности семьи, совместная деятельность вне дома. Это тоже можно рекомендовать родителям – посещать совместные мероприятия вместе, например, театры, музеи и предлагать разные варианты деятельности в пределах интересов ребенка.
Будьте включены в жизни своих детей и берегите себя!
Психолог Кобринского зонального ЦГиЭ